Шаровые краны
Несмотря на то, что конструкция шарового крана, как возможного запорного элемента трубопроводной арматуры, известна специалистам уже более сотни лет, все же до недавнего времени базовыми элементами были вентили и задвижки. Конструктивно шаровой кран представляет собой механизм для перекрытия потока рабочей среды трубопровода посредством поворота сферической формы со сквозным осевого типа отверстием.
Стандартный шаровой кран имеет две позиции: «открыто» – для беспрепятственного движения потока, и «закрыто» - для его пропуска. Основной проблемой, которая уже осталась в прошлом, была герметичность шарового крана. Используемые на то время материалы самой сферической формы, а также материалы уплотнителей не позволяли иметь высокую герметичность и шаровой кран не находил широкого применения.
![](/uploads/posts/1358686685_sharovye-krany.jpg)
Однако с развитием полимерных материалов, а также совершенствованием обработки металлических поверхностей, ситуация изменилась. В качестве материала уплотнителей стали использоваться искусственные каучуки и фторопласты, что обеспечило механизму необходимое скольжение и максимальную герметичность, и сделало шаровые краны одним из наиболее востребованных элементов запорно-регулирующей арматуры в трубопроводах различного технологического назначения.
Среди других преимуществ шаровых кранов стоит также отметить простоту конструкции, небольшие габариты устройства, удобство и быстроту в управлении, а также особенности конструкции, которые препятствуют появлению застойных зон. Подсоединение шаровых кранов к трубопроводам возможно несколькими способами, и это является одним из факторов классификации этих устройств:
• резьбовое (или муфтовое) соединение – шаровой кран имеет резьбу, с помощью которой крепится к трубопроводу. Такое соединение удобно и технологически оправдано для диаметра трубы до 50 мм, поэтому для внутренней разводки систем коммуникаций в строительстве чаще всего используют именно шаровые краны с муфтовым соединением;
• фланцевое соединение – шаровой кран на торце имеет плоскость с отверстиями для насадки на болты, точно такое же имеет и конец трубопровода, куда будет подсоединен кран. Фланцевое соединение используют для трубопроводов диаметром более 50 мм;
• сварное соединение - со штуцером под приварку, такой тип крана отличается повышенной надежностью и возможностью использования в трубопроводах со специальными условиями эксплуатации;
• смешанное соединение – иногда может потребоваться разные соединительные типы на противоположных концах трубопроводов.
По используемому материалу для производства шаровые краны делятся на латунные, стальные (из углеродистой, нержавеющей стали), чугунные, бронзовые, титановые и т.д. Диаметр шарового крана подбирается в зависимости от диаметра трубопровода, на который будет установлен. Возможен также различный тип привода шарового крана – ручной (изготавливается для кранов с небольшим диаметром и невысоким давлением рабочей среды трубопровода, используется там, где нет необходимости прилагать большие физические усилия для регулировки положений), гидравлический или пневматический – с усилением, электрический – для возможности автоматического или дистанционного управления процессом регулировки.
Благодаря усовершенствованной конструкции и многочисленным разработкам в области системы уплотнений, шаровые краны на сегодня используются практически в любой отрасли промышленности и народного хозяйства, для транспортировки любых рабочих сред – воды разных температур, природного и сжиженного газа, нефтепродуктов и минеральных масел, химически активных жидкостей, вязких и загрязненных сред, суспензий, пульп и коллоидных растворов, твердых сыпучих сред, сред с температурным диапазоном от -60 до +300°С и выше.
Дата: 12.12.2012г.
Далее: Потребителю о шаровых кранах.