При эксплуатации задвижек
важным объектом внимания являются уплотнительные кольца, износ которых приводит к снижению герметичности. Например, на нефтяных скважинах замена задвижек может требоваться ежемесячно (особенно, если в нефти содержится песок), агрессивная среда вызывает коррозию колец, в теплоэнергетике пар высокого давления и высокой температуры приводит к эрозии уплотнительных колец.
Также, в зависимости от рабочей среды трубопровода, на уплотнительных кольцах или в нижней части корпуса могут скапливаться смолы или осадок, что служит препятствием плотному закрытию задвижки и пропуску среды в закрытом состоянии. Все эти моменты могут стать причиной аварийной ситуации, а значит, требуют мероприятий по их предупреждению и своевременному устранению.
Также следует обратить внимание на износ шпинделя. Выдвижной тип шпинделя задвижки предполагает смазку резьбы, поэтому такая процедура должна происходить регулярно. Задвижки с невыдвижным шпинделем более просты в эксплуатации, но не имеют возможности проводить смазку без прерывания работы трубопровода и разборки арматуры. Поэтому следует обратить внимание, что износ задвижек с невыдвижным шпинделем происходит гораздо быстрее.
В случае использования электроприводов, следует обращать внимание также и на состояние механизмов двигателя, силового кабеля, системы управления. Для гидро- и пневмоприводов технического обслуживания требуют система управления, а также сальниковый узел приводного штока.
Основными рекомендациями для предотвращения аварийных ситуаций при использовании задвижек могут быть следующие:
- использование исключительно качественной продукции (например, задвижек Hawle, которые отлично зарекомендовали себя на рынке и имеют широкую область применения);
- своевременное техническое обслуживание с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации;
- быстрое реагирование на появление нехарактерных явлений (протечек, неполного запирания и т.д.).