Задвижки представляют собой простейший механизм
для перекрывания потока в трубе, рассчитанных на два положения – «открыто» и «закрыто», и при высоких давлениях существует риск их срыва, поэтому на трубопроводах с большими нагрузками они уступают по надежности другим типам запорной арматуры. В целом область применения задвижек ограничивается системами с небольшим давлением рабочей среды (до 1 атмосферы).
По конфигурации задвижки чугунные могут быть нескольких типов. В большинстве случаев корпус задвижки изготавливается полнопроходного типа для препятствования скопления осадков, но есть и суженные (неполнопроходные) чугунные задвижки, у которых диаметральное сечение седел сужается (что позволяет прилагать меньшие усилия и снижать крутящий момент, массу и габариты задвижек).
Еще одна важная деталь чугунных задвижек – конструкция шпинделя. Выдвижной шпиндель позволяет проводить технический уход (смазку необходимых элементов) непосредственно в процессе эксплуатации задвижки. Если шпиндель невыдвижной, доступ к внутренним деталям задвижки отсутствует, что делает невозможным ее обслуживание и смазку резьбовых соединений. Такая задвижка быстрее выходит из строя, однако она удобна в случае ограниченного рабочего пространства и также имеет свою область применения.
Задвижка чугунная изготавливается в определенном диапазоне диаметральных сечений, температурных характеристик сред, рабочего давления. Устанавливая чугунную задвижку, следует подготовить ее рабочую поверхность (пропарить горячей водой для расконсервации), просушить и затем устанавливать. Задвижку чугунную нельзя монтировать приводом вниз во избежание утечек транспортируемой среды во время открытия. Также следует избегать перекосов фланцев при монтаже.