Машины этой группы должны обладать возможностью проезда во дворы (под арки), маневренностью, быстротой монтажа и демонтажа, универсальностью. К ним относятся башенные, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны, а также подъемники и лебедки. Отсюда можно перейти в раздел с гидравлическими потерями шаровых кранов: naval, genebre, broen, klinger.
Башенные краны отличаются возможностью применения их в пределах стесненных строительных площадок. До начала работ по монтажу башенных кранов планируют площадку, сносят малоценные и ветхие строения, переносят коммуникации, находящиеся в зоне рельсовых путей, прокладывают часть этих путей, подают на строительную площадку узлы и агрегаты крана, а также приспособления и материалы, необходимые для монтажа.
Рельсовые пути для башенных кранов устраивают на деревянных шпалах из инвентарных деревометаллических, железобетонных и металлических секций. Общий продольный уклон площадки для устройства путей не должен превышать 0,3 %; уклон полотна с односкатным профилем в поперечном направлении в сторону водостока — до 1,0 %. От стен существующих зданий основание балластной призмы должно отступать не менее чем на 200 мм. Профиль и размеры призмы зависят от типа башенного крана и давления на ходовое колесо.
В практике ремонта зданий наиболее часто применяются следующие схемы монтажа башенных кранов:
1) все части крана (башню, стрелу, якорь) раскладывают в одну линию и поднимают способом опрокидывания башни при помощи стрелы;
2) элементы башни раскладывают в одну линию и устанавливают стрелу; вместо якоря используют конструкции здания;
3) элементы башни раскладывают в одну линию без установки стрелы; полиспаст для подъема башни крепят к конструкциям здания;
4) башню раскладывают без головки и установки стрелы, поднимают ее монтажной опорой;
5) элементы крана последовательно наращивают по вертикали вспомогательными приспособлениями — стрелами, лебедками и монтажными опорами (способ наращивания).
При монтаже башенных кранов по первой схеме длина площадки должна быть 25...60 м. Использование конструкций здания вместо якоря позволяет уменьшить этот размер до 15... 18, а применение монтажной опоры — до 5...8 м. В стесненных условиях наиболее целесообразно применять способ наращивания.
По этому способу монтажную опору устанавливают у монтажного звена рельсовых путей на железобетонный блок и крепят к зданию. В верхней части опоры монтируют стрелу, поднимаемую в вертикальное положение поворотом прикрепленной к опоре оси ручной или электрической лебедки. Если монтажная стрела размещена в торце рельсового пути, ее устанавливают посредине пути, если сбоку — располагают на расстоянии 4...5 м от здания, прикрепляя к конструкциям расчалками. Канаты лебедки засовывают через блоки, один из которых подвешивают к конструкции здания, другой — к головке стрелы. Монтажную лебедку устанавливают с таким расчетом, чтобы тяговый трос не препятствовал монтажу элементов крана.
Использование башенных кранов при реконструкции многоэтажных промышленных, общественных и жилых зданий позволяет применять крупноразмерные индустриальные конструкции (сборные железобетонные панели, плиты и настилы, фермы и балки, колонны и ригели, панельные перегородки, объемные санитарно-технические кабины и т. п.). При соответствующих параметрах стесненности объекта башенные краны можно применять для монтажа конструкций после их укрупнительной сборки.
Самоходные стреловые краны — автомобильные и пневмоколесные — обладают такими преимуществами, как мобильность, снижение затрат времени на монтаж, демонтаж и перемещение с объекта на объект. Они оснащаются основной стрелой, башенно-стреловым оборудованием или стреловым оборудованием с гуськом.
Опыт эксплуатации башенно-стрелового оборудования в ремонтно-строительном производстве показал его техническую целесообразность и экономическую эффективность: в отдельных случаях стоимость эксплуатации башенно-стреловых кранов на пневматическом (автомобильном) ходу в 1,5...2 раза ниже по сравнению с башенными кранами на рельсовом ходу.
Самоходные стреловые краны могут обслуживать дома высотой 3...5 этажей, обеспечивать подъем и установку в проектное положение строительных деталей массой 2т...5 т.
Лебедками и подъемниками грузы поднимают на уровень оконного проема или на верхнее перекрытие ремонтируемого здания.
Подъемники подразделяют на передвижные и стационарные. При капитальном ремонте зданий в основном применяют стационарные, которые бывают приставные (крепятся к зданию) и свободностоящие. По типу направляющих подъемники делятся на мачтовые и шахтные.
Монтируют подъемники способами опрокидывания (поворота собранной на земле мачты), наращивания (последовательного соединения секций мачты в вертикальной плоскости) и подращивания (начинают с верхней секции). Два последних способа позволяют монтировать в стесненных условиях.
По теме: суженные краны