Железобетон, усиленный стальной арматурой - наиболее широко применяемый строительный композиционный (армированный) материал. Как отмечалось, его использование в промышленных масштабах началось с конца XIX в., а в настоящее время это основной конструкционный материал современного индустриального строительства.
Железобетон — типичный представитель армированных материалов, отличающихся гетерогенной структурой с ярко выраженной анизотропией свойств. В любом армированном материале различают основу (матрицу) и армирующий материал. В железобетоне матрицей является бетон, который, как и всякий каменный материал, хорошо сопротивляется сжатию и значительно хуже (в 10 — 20 раз) — растяжению. Стальная арматура, монолитно соединенная с бетоном, воспринимает основную нагрузку при работе железобетонного элемента на растяжение. Элементы конструкций, работающие на сжатие (колонны, стойки и пр.), также армируют стальными стержнями. Это не только повышает их механическую прочность, но и позволяет изготавливать крупноразмерные элементы сборных конструкций, которые можно легко транспортировать и монтировать.
Наиболее целесообразно сочетается работа двух совмещенных материалов с различными свойствами (бетона и стали) при работе несущих железобетонных элементов на изгиб. В этом случае в верхней зоне нагруженной балки возникают сжимающие напряжения, которые воспринимает бетон, а в нижней (армированной) — растягивающие, воспринимаемые арматурной сталью. Совместная работа в железобетонных изделиях этих двух материалов, столь удачно дополняющих друг друга, возможна потому, что бетон при твердении прочно сцепляется со стальной арматурой, предохраняя сталь от коррозии. Важно и то, что бетон и сталь обладают примерно одинаковыми температурными коэффициентами линейного расширения, благодаря чему обеспечивается долговечная эксплуатация железобетонных конструкций в жестких режимах работы.
Для предохранения крана сферической формы от коррозии и от огня (при пожаре), а также для обеспечения ее надежного сцепления с бетоном необходимо, чтобы толщина защитного бетонного слоя была не менее 10 — 30мм, а при работе железобетона в агрессивной среде — еще выше. Несмотря на определенные недостатки железобетона как конструкционного материала (высокая собственная масса изделий и конструкций, значительная тепло- и звукопроводность и др.), он получил широкое распространение благодаря превосходным (и к тому же управляемым) механическим свойствам, долговечности, огнестойкости, гигиеничности, доступности сырьевой базы и сравнительной простоте изготовления изделий, возможности экономии металла в ряде конструкций, незначительным эксплуатационным расходам, широкой возможности создания на его основе разнообразных архитектурных форм и т.д.
В зависимости от вида армирования железобетон подразделяют на обычный, предварительно-напряженный, с жесткой арматурой, с комбинированным и объемным армированием, Особую группу составляет армоцемент — армированный сетками из стальной проволоки мелкозернистый бетон, который можно считать разновидностью железобетона.
Обычный способ армирования, заключающийся в укладке стальной арматуры в бетон, не предотвращает от образования в растянутой зоне железобетонных изделий микротрещин: при нагружении стальная арматура, растяжимость которой в несколько раз выше, чем у бетона, не сразу полностью принимает на себя растягивающие напряжения. Избежать образования трещин, которые увеличивают прогиб элементов конструкций, создают опасность коррозии обнаженной арматуры, а в конечном счете могут привести к разрушению, можно, создав в растянутой зоне железобетонного элемента предварительное сжатие бетона, для чего арматуру в этой зоне подвергают предварительному растяжению (напрягают). Такой способ был изобретен еще в конце XIX в., но был внедрен значительно позже, при строительстве большепролетных железобетонных мостов и путепроводов с малой стрелой подъема, а затем и в тонкостенных пространственных конструкциях.
Смотрите также: фланцевые шаровые краны
Далее: Полимеры — вещества с высокой молекулярной массой