Основным преимуществом чугуна, является его свойство.
Свойство, как конструкционного материала, легкого в обработке и широко используемого практически во всех сферах машиностроения.
Классификация чугуна основывается на содержании в его сплаве железа и углерода.
Обычно, процентное соотношение углерода в современном чугуне, начинается от 2,14%, то, что менее этого значения уже относится к сталям.
Еще одним основным отличием чугуна от стали является соединение углерода в материале в виде графита и цементита, так как в стали он содержится в соединениях другого типа.
Именно графит (его форма) и цементит (количество) определяют свойства сплава по физическим и химическим свойствам, а, следовательно, ограничиваю сферу применения, например в шаровых кранах с плавающим шаром. Маркировка чугуна дает необходимую информацию о виде материала и его характеристиках.
Виды чугуна:
— белый чугун, светлый на излом, структура чугуна включает в себя соединения ледебурита, цементита и перлита. Стойкий к коррозии и износоустойчив. Практически весь углерод находится в цементите;
— серый чугун, является основным материалом в литейном производстве. Основной состав: железо, кремний и углерод (графит в пластинчатой форме) в процентом отношении 1,2-3,5%. Имеет примеси Mn, P, S;
— ковкий чугун, еще одна классификация чугуна, определяющая состав материала, в котором углерод находится в виде графита (хлопья). Основное применение этого чугуна — детали в машиностроении, имеющие сложную форму и повышенные требования к прочности. Высокая степень вязкости и пластичности;
— высокопрочный чугун, содержит в своей основе шаровидный графит. Обладает высокой прочностью и высокими эксплуатационными характеристиками, благодаря своей долговечности.
Классификация чугуна включает в себя следующие маркировки материала:
- литейный, используется для отливок, имеет содержание углерода не более 3,75% и относится к доэвтектическим видам. Углерод присутствует в материале в виде графита. Маркировка чугуна принята, как ЛК и ЛД, где Л — литейный, а К и Д вид топлива на котором выплавлен чугун ( К- коксовый, Д — древесноугольный);
- передельный чугун, используется для переработки материала в сталь. Характеристики передельного чугуна отличаются низким содержанием примесей Si и Mn.
Маркировка чугуна:
передельный чугун | П1, П2 | |
передельный чугун для отливок | ПЛ1, ПЛ2 |
|
передельный фосфористый чугун | ПФ1, ПФ2, ПФ3 |
|
передельный высококачественный чугун | ПВК1, ПВК2, ПВК3 |
|
чугун с пластинчатым графитом (серый чугун) | СЧ | (цифры после букв «СЧ», обозначают величину временного сопротивления разрыву в кгс/мм) |
антифрикционный чугун | АЧС АЧВ АЧК |
(антифрикционный серый) (антифрикционный высокопрочный) (антифрикционный ковкий) |
чугун с шаровидным графитом для отливок (высокопрочный чугун) |
ВЧ | (цифры после букв «ВЧ» означают временное сопротивление разрыву в кгс/мм и относительное удлиненние(%) |
чугун легированный со специальными свойствами | Ч |
Далее: Установка конденсатоотводчика и редукционного клапана